Тест по литературе теплый хлеб.

Игра к уроку литературного чтения по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» для учащихся 3 класса


Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Описание материала: Данная разработка игры предназначена для учащихся 3 класса и может быть использована учителем на уроках литературного чтения при закреплении знаний по произведению, а также во внеклассной работе по предмету.
Цель: Закрепление и обобщение знаний по сказке Паустовского «Теплый хлеб».
Задачи: развивать мышление, воображение, память, познавательные и интеллектуальные способности обучающихся;
воспитывать интерес к чтению произведений Паустовского.

Ход игры:

1 задание «Найди героя»
В задании представлен филворд, в котором нужно найти героев произведения.


Ответ: мельник, конь, мальчик, старики, бабка, женщины, ребята, сорока


2 задание «Узнай героя»
Работа со слайдом презентации:
Нажав на кнопку «вопрос», появляется вопрос, при нажатии на кнопку «ответ», появляется иллюстрация героя и слово-ответ. При нажатии на текст вопроса, исчезает вопрос, иллюстрация героя и слово-ответ.


1. Он был молчаливый, недоверчивый, его любимым выражением было: "Да ну тебя!" (мальчик Филька)
2. Мучная пыль навеки въелась в него. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза. Человек этот был скорый на работу, сердитый. Ребята в деревне считали его колдуном. (мельник Панкрат)
3. Она была старая и опытная, жила в сенях у мельника Панкрата. Очень любила хвастаться, считала, что это ей одной удалось помирить коня с мальчиком Филькой. (сорока)
4. Его кавалеристы оставили в деревне Бережки, потому что он был ранен в ногу. (конь)
5. Героиня сказки, рассказавшая Фильке о том, как сто лет тому назад мужик из их деревни очень обидел солдата. После ухода солдата случилось несчастье, в округе сильный мороз заморозил колодцы, погибли птицы, леса и сады. (бабка)
3 задание «Викторина»
1. У кого жил конь в деревне, когда кавалеристы оставили его в Бережках? (у мельника Панкрата)
2. Какую работу выполнял конь у мельника? (возил глину, навоз и жерди, помогая Панкрату чинить плотину)


3. Почему конь ходил по дворам, побирался? (мельнику трудно было его прокормить)


4. Прозвище Фильки. (Ну Тебя)
5. Кто, по словам бабки, мог помочь мальчику исправить совершенное им зло. (мельник)
6. Как Филька мог исправить зло, которое он совершил по отношению к коню? (он должен был изобрести спасение от стужи)
7. Как поступил Филька, каково было его решение? (он решил собрать всех ребят деревни и рубить лед у лотка около мельницы)
8. Зачем нужно было рубить лед? (нужно было добраться до воды, без которой не могла работать мельница)
9. Кто помогал ребятам? (старики)
10. Сколько раз должен был мельник повернуть колесо, чтобы заработала мельница? (20)
11. Куда полетела сорока, услышав о беде? (на юг, к тёплому морю, чтобы разбудить в горах летний ветер, рассказать ветру про беду и попросить его прогнать мороз)


12. Как Филька помирился с конем? (он принес буханку свежего хлеба, разломил ее, посолил и протянул коню. Конь поначалу боялся есть хлеб, но когда мельник сказал, что мальчик не злой, вытянул шею и взял губами хлеб из рук Фильки)


4 задание «Что лишнее?»
В этом задании нужно, посмотрев на иллюстрации, определить, чем кормили люди коня, когда он приходил к ним во двор и стучал мордой в калитку, прося еды.


Верный ответ – свекольная ботва, черствый хлеб, морковь.
Лишнее – овес.

При нажатии в презентации на иллюстрацию, где изображен овес, иллюстрация исчезает.

Презентация на тему: Литературная игра по сказке Паустовского «Теплый хлеб»

Тест по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» 5 класс.

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

1. Определите жанр произведения

а) сказка

б) быль

в) рассказ

а) П.П. Бажов

б) К.Г. Паустовский

в) В.В. Бианки

3. Тема произведения:

а) труд и взаимовыручка людей;

б) забота о животных;

в) человек и природа.

4. Главного героя зовут:

а) Филька

б) Федька

в) Панкрат

5. Действие происходит:

а) в деревне Озерки

б) в деревне Камешки

в) в деревне Бережки

6. Почему конь остался в деревне?

а) Его ранили.

б) Так захотел Панкрат.

7. Коня взял:

а) мельник Панкрат

б) мальчик Филька

в) старик из деревни

8. Конь начал ходить по дворам:

а) любил вкусно поесть

б) трудно было прокормить

в) любил гулять по деревне

9. Какая кличка была у Фильки?

а) «Ничего не знаю».

б) «Ну Тебя!».

в) «Ну Вас!».

10. Филька жил:

а) с родителями

б) с бабушкой

в) с мамой

11. Филька по характеру был:

а) молчаливый, недоверчивый

б) общительный, доверчивый

в) добрый, отзывчивый

12. Какой плохой поступок совершил Филька?

а) ударил коня по губам и закинул хлеб в снег

б) прогнал лошадь

в) ударил коня по губам и ничего не дал

13. Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

а) началась метель.

б) было наводнение.

в) налетела вьюга.

14. Какую историю рассказала бабушка Фильке?

а) О том, как она обидела когда-то солдата.

б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

в) О том, как люди обидели лошадь.

15. Филька осознал, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:

а) обидел коня;

б) усилился мороз;

в) услышал рассказ бабушки.

16. Как Филька искупал свою вину?

а) Он не хотел меняться.

б) Накормил всех.

в) Рубил лед с ребятами у мельницы.

17. Когда заработала мельница?

а) вечером

б) она сломалась навсегда

в) на следующий день

18. О чем рассказывала сорока над плотиной?

а) О том, что она разбудила летний ветер.

б) О том, что Филька – плохой человек.

в) О том, что она самая болтливая.

19. Как Филька помирился с конем?

а) Попросил у него прощения.

б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

в) Он покормил его морковкой.

20. О чем сказка «Теплый хлеб»?

а) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.

б) О злых колдунах

в) О путешествии на необитаемый остров

21. Какая пословица соответствует содержанию сказки?

а) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

б) Язык до Киева доведет.

в) Делу – время, потехе – час.

22. Значение слова «тёплый» в названии произведения:

а) обладающий теплотой, несущий теплом;

б) согревающий тело, сытный;

в) недостаточно горячий.



Вариант 1
Тест по рассказу К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» 5 класс
а) Березняки; б) Бережки;



3. Прозвище Фильки
а) «Ну Да»; б) «Ну На»;
в) «Ну Тебя»; г) «Ну Вас».


а) недоумение; б) страх;



7. Объясните значение слов и выражений:
а) не пужайся ­ …………..;
б) камердинер ­ ……………
8. События в сказке «Тёплый хлеб» происходят:
а) в годы Гражданской войны;
б) после Гражданской войны;
г) после Великой Отечественной войны.

Вариант 2
1. События в сказке «Тёплый хлеб» происходят:
а) в годы Гражданской войны;
б) после Гражданской войны;
в) в годы Великой Отечественной войны;
г) после Великой Отечественной войны
2. Как в деревне ребята называли мельника Панкрата?
а) ветеринаром; б) волшебником;
в) колдуном; г) злым стариком.
3. Каждый в деревне считал своей обязанностью коня
а) погладить; б) потрепать по шее;
в) завести к себе во двор; г) покормить.
4. Филька, когда вышел к коню,
а) накормил его хлебом; б) попоил водой;
в) ударил его плёткой; г) ударил его по губам.
5. Отчего, по словам бабки, сто лет назад упал на деревню
лютый мороз?
а) от зависти людской; б) от злобы людской;
в) от сплетен людских; г) от обиды людской.
6. Что придумал Филька, чтобы мельница заработала?
а) рубить лёд у мельницы; б) крутить колесо мельницы;
в) ждать тёплой погоды; г)просить прощения у всех.
7. Как звали коня?
а)Вороной; б) Мальчик;
в) Раненый; г) Малыш.
8. Объясните значение слов и выражений:
а) лютый мороз ­ …………………;
б) пешня ­ ……………………..

9. Что сказочного в произведении?
10. Какой урок извлекли для себя?
Ответы
Вариант1
б
в
в
г
б
г
1
2
3
4
5
6
7 А­ не бойся
Б­ слуга
а
8
Вариант2
а
в
г
г
б
а
б
А­сильный
Б­тяжёлый лом для
пробивания льда
9 Сорока, которая полетела за помощью к тёплому
ветру, болтала;
Сразу после окрика случился лютый мороз.
1
0
10 баллов – «5»
9баллов – «4»
6­8 баллов – «3»
Тест по рассказу К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» 5 класс
Вариант 1
1. Назовите деревню, в которой кавалеристы оставили коня.
а) Березняки; б) Бережки;
в) Берестевичи; г) Барановичи.
2. Конь в деревне начал ходить
а) в гости; б) работать в поля;
в) побираться; г) в ближний лесок.
3. Прозвище Фильки
а) «Ну Да»; б) «Ну На»;
в) «Ну Тебя»; г) «Ну Вас».
4. Филька, когда конь подошёл к калитке,
а) вынес хлеба; б) посыпал хлеб солью;
в) подал ему хлеб; г) забросил хлеб в сугроб.
5. Что испытал Филька, когда случился лютый мороз?
а) недоумение; б) страх;
в) ничего не понял; г) злость.
6. Когда Филька пришёл мириться, конь
а) подошел к нему и сразу взял хлеб;
б) взял сразу хлеб и ушёл в сарай;
в) попятился от него и ушёл в сарай;
г) помотал головой, взял хлеб, положил голову ему на плечо.

Тесты по рассказу К.Г. Паустовского

« Теплый хлеб»

Тест №1.

А.Лиса Б.Сорока В.Конь

2. Приносить людям добро - это значит…

3. Охлаждение сердца – это…

А.Сердце замёрзло. Б.Сердце перестало биться.

4. Реальные мотивы в произведении Паустовского:

Тест №2.

1.Назовите главного героя-человека в сказке «Тёплый хлеб».

А.Бабка Фильки Б. Панкрат В.Филька

2. Кто помог Фильке исправить беду?

А.Сорока. Б.Конь. В.Панкрат.

3. Антоним к словосочетанию «тёплый хлеб»:

А. Ласковый Б. Добрый. В. Чёрствый.

4 . Приносить людям добро - это значит

А. Помогать Б. Жить для себяВ. Думать только о себе.

5.Сказочные мотивы в произведении Паустовского:

А. Война Б. Панкрат-колдун В. Раненый конь

Тест №3.

1.Назовите главного героя-животного в сказке «Тёплый хлеб».

А.Лиса Б.Сорока В.Конь

2. Реальные мотивы в произведении Паустовского:

А. Болтовня сороки Б. Панкрат-колдун В. Раненый конь

3. Приносить людям добро - это значит…

А. Помогать Б. Жить для себяВ. Думать только о себе.

4. Охлаждение сердца – это…

А.Сердце замёрзло.Б.Сердце перестало биться.

В. Очерствело, стало равнодушным.

5. Синоним к словосочетанию «тёплый хлеб»:

А.Холодный Б.Чёрствый В.Горячий

Тест по рассказу К.Г. Паустовского

« Теплый хлеб»

1. Почему конь остался в деревне? А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

2. Какая кличка была у Фильки? А) «Ничего не знаю».

Б) «Да ну тебя!».

В) «Все вы умные».

3. Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

5. Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6.О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер.

Б) О том, что Филька – плохой человек.

В) О том, что она самая умная.

7. Когда заработала мельница? А) Вечером.

Б) Она сломалась навсегда.

В) Летом, когда потеплело.

8. Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

9. О чем сказка «Теплый хлеб»? А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.

Б) О злых колдунах.

В) О путешествии на необитаемый остров.

10. Какая пословица соответствует содержанию сказки? А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Б) Язык до Киева доведет.

В) Делу – время, потехе – час.

Проверим ваши ответы. Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10

Урок-викторина по сказке К.Г. Паустовского « Теплый хлеб»

«Внимательный ли ты читатель?»

Цель :

Обобщить знания учащихся по сказке Паустовского «Теплый хлеб»;

Прививать учащимся внимательное отношение к чтению художественного произведения, - развивать интерес к чтению книг, прививать любовь к поэзии.

Оборудование:

    Портрет К.Г.Паустовского

    Плакат «Чтение - вот лучшее учение»

    Номера вопросов.

    Юла для проведения раундов.

    Секундомер.

    Гонг (ударять).

Организационная работа.

Класс разбит на 3 команды. Каждая команда готовит эмблему и название команды. На столе номера с вопросами. Вопрос, на который отвечает команда, читает учитель. Раскручивается юла, вопросы по кругу лежат рядом с юлой.

План проведения урока.

1.Исполнение песни «Хлеб всему голова».

2.Вступительное слово учителя.

3. Защита эмблем.

4.Конкурс- викторина (вопросы викторины прилагаются, через каждые четыре вопроса пауза, материал к паузе учащиеся заранее готовили).

Первая пауза: стихи о животных;

Вторая пауза: телефон доверия «Мои добрые дела».

    Эмоциональный настрой. Урок начинается с исполнения песни «Хлеб всему голова»

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

Постаревший отец,

Седину шевеля,

Говорил у крыльца

Тихим говором сыну,

Провожая его

Первый раз на поля

Припев:

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

    Слово учителя.

Ребята, и снова в наш дом постучалась сказка. Она всегда приходит тихо, еле слышно…..

Каждый ли услышит этот стук?

Каждый ли впустит в свой дом, в свое сердце?

Каждый ли поймет великую мудрость, которую таит в себе сказка?

Ответить на эти непростые вопросы нам поможет Паустовский, автор сказки «Теплый хлеб».

Обратите внимание на высказывание Паустовского

Кто, с точки зрения писателя счастливый человек?

Давайте попытаемся стать сегодня чуткими и внимательными читателями, чтобы понять, какие уроки заключены в сказке « Теплый хлеб». Сегодня у нас урок-викторина «Внимательный ли ты читатель?»

    Защита эмблем и названия команд.

Первая команда «Филька ».

Мы назвали свою команду «Филька». Он главный герой. Мы понимаем, что мальчик меняется в этой истории в лучшую сторону. Вначале это злой и грубый мальчишка. Он искренне раскаивается и признает собственную вину. Исправляет положение благодаря силе воли, настойчивости, сообразительности. Он справился со своей нелегкой задачей. Добрые слова и поступки помогли найти верных и надежных друзей.

Вторая команда «Панкрат» .

Мы назвали свою команду «Панкрат». Он был мельником. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, ребята считали его колдуном, потому что он был умным и проницательным, с быстрыми глазами Он мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь. Раненого вороного коня взял мельник. Он его вылечил. Панкрат починил мельницу, которая давно не работала. Панкрат живет в стороне от людей. (Мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее). Нам нравится этот герой.

Третья команда «Раненый конь».

Мы назвали свою команду « Раненый конь». Во время войны в деревне Бережки разорвался немецкий снаряд и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне. Коня взял к себе мельник. Трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Его кормили жители. Кто вынесет свекольную ботву, черствый хлеб, а иногда лакомство: сладкую морковку. Конь-труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату. Все жители деревни Бережки считали своим долгом заботиться о нем.

Конкурс-викторина (вопросы).

1.Где и когда происходят события в сказке? (События происходят в годы Гражданской войны, в деревне Бережки).

2.Почему деревня называется Бережки? Какие у вас ассоциации? (Родные берега, берег жизни.

3.Панкрат был одет в картуз. Что означает это слово?(Картуз-это фуражка с козырьком).

4.Коня угощали черствым хлебом. Черствый хлеб-это прямое значение слова. Подберите переносное значение.(Черствый человек. В толковом словаре С. И. Ожегова черствый человек это человек неотзывчивый, бездушный).

5.Филька ударил коня по губам, наотмашь. Как вы понимаете это слово? (Сильно размахнувшись).

6.Филька обозвал коня дьяволом и христорадником. Кто такие христорадники? (В стародавние времена ходили по земле люди, которые не имели крова, крыши над головой. Называли их «калики перехожие», считались такие люди божьими людьми». Христа ради просили они подаяние. Отсюда и слово христорадник. Каждый человек должен был помочь, чем мог: дать кусок хлеба,предоставить ночлег. Не помочь такому божьему человеку означало навлечь на себя беду).

7. Что такое кульминация?(самый напряженный момент).

8.Кульминационный отрывок «Как природа ответила на жестокость Фильки». Прочитайте выразительно этот отрывок. (со слов «Слеза скатилась….).Укажите примеры олицетворения («ветер засвистел»).Олицетворение помогает нам увидеть природу живой.

В этом отрывке используется еще одно средство выразительности-ГРАДАЦИЯ.

Паустовский использовал глаголы с нарастающим действием.Такой прием расположения слов в порядке усиливающего(уменьшающего) значения называется градацией.

Найдите прием градации в этом отрывке.(солома летела, скворечни ломались, ставни хлопали, столбы снежной пыли взвивались, неслись на деревню.)

8. «Колючий мороз»- это эпитет. Почему? (Эпитет помогает не только увидеть, но и почувствовать).

9.Филька укрылся тулупчиком. Что такое тулуп? (Это шуба, без перехвата, обнимающая все тело, весь стан.)

10.События 100-летней давности, о которых рассказывает бабка Фильки. Что это за события? (Упал на нашу округу лютый мороз. Погибли леса, сады, птицы. 10 лет ничего не росло, земля стояла голая.)

11.В чем бабушка Фильки видит причину того, что разбушевалась природа. Назовите ключевые слова.(« от злобы людской», «злой мужик».)

12. А сейчас через 100 лет в Бережках какой завелся человек?(« дурной человек», творит «злодейство»)

13.Задумался Филька после рассказа бабки. Он выскочил на улицу и побежал к мельнице. Паустовский использует сравнения. Вспомните: луна сравнивается с……. (убранной, как невеста, венцами).

Снег пел под ногами, будто ……..(артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой).

Ветки ивы поблескивали, как (стеклянные).

14. «Бессмысленный ты гражданин» …….. Кто это? Чьи это слова?(Это Филька. Так его назвал Панкрат. Он обидел коня и из-за этого упал на деревню мороз.)

15.Кто принес в деревню оттепель?(Сорока рассказывала,что она долетела до теплого моря, разбудила летний ветер, натрещала ему про лютый мороз и упросила прогнать его, помочь людям. Вороны этому не поверили. Но к вечеру лед треснул, разошелся.)

16.Кратко пересказать эпизод « Примирение Фильки и коня»(Филька взял свежий хлеб,Николай-деревянную солонку с солью. Они отправились к коню..Панкрат выпустил коня.Филька протянул хлеб коню.Конь взял хлеб только после слов Панкрата: « Не пужайся, Мальчик, Филька не злой человек».

17. Что стало символом измененных отношений между людьми? (Хлеб накормил не только всю деревню, но и стал символом измененных отношений между людьми.)

18.Филька был бессмысленным гражданином. В конце сказки какой перед нами человек?

Честный человек

Хороший человек

Настоящий гражданин (« Отечества достойный сын»).

Первая пауза: Поэтическая. Стихи о животных.

Команда «Филька»

Стихотворение «Лошадь».

Лошадь известна характером строгим,

И доверяет лошадь немногим,

Тех, кто не плачет и маме не врет,

Лошадь с собою в дорогу берет.

Лошадь умна и мгновенно раскусит

Тех, кто в минуты опасности трусит,

И не найдет у нее снисхожденья

Тот, кто жалеет конфет и печенья.

Лошади любят и лошади плачут,

В небе летают, по прерии скачут,

Тенью мелькая по лунной стене,

К добрым и смелым приходят во сне.

Если в сердечке таится тепло-

Тронь за уздечку. И прыгай в седло. (Петр Баранов)

Команда « Панкрат». Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах.

Что такое дружба, - спросила я у птицы.

Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: Что такое дружба?

Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: Дружба - что такое?

Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Команда « Раненый конь».

Наша команда подготовила сообщение « Лошади в военное время».

Выступление команды: - Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км в сутки, но он может пройти там, где не пройдет никакая техника- и сделать это незаметно. Генерал Гальдер писал: « Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».

Вторая пауза.

Учитель : - Филька в конце сказки сделал добро. А вы можете рассказать о своих добрых делах??? Давайте перейдём к рубрике «Спешите делать добро». В нашей школе установлен телефон доверия. (Его № 14-34) Подойдите к телефону. Возьмите трубку и расскажите о своем добром деле.

Команда «Филька».

Алло, здравствуйте. Это телефон доверия? Это Абрамян Арнольд. Я хочу рассказать о своем добром деле. Мы с моим одноклассником Адониным Мишей гуляли в центре станицы Кавказской. Увидели брошенного котенка, который тоскливо смотрел на нас. « Наверное, он голодный, -решили мы. Миша побежал в магазин и купил 2-е пачки «Вискас». Котенок ел очень долго. Мы пошли кататься на качелях, а когда вернулись, кошки на месте уже не было.

Команда «Панкрат».

Алло, здравствуйте. Это телефон доверия? Это Орлова Алина. Я хочу рассказать о своем добром деле. Когда мне было 8 лет, я достала котенка с дерева. Среди ветвей он запутался и не мог слезть. Я залезла на самую прочную и толстую ветку и вытащила котенка. Он спрыгнул и убежал. Больше я его никогда не видела.

Команда «Раненый конь».

Алло, здравствуйте. Это телефон доверия? Это Кондратов Дмитрий. Я хочу рассказать о своем добром деле. Наша соседка тетя Оля не может попасть в дом, замок не открывается. Она попросила меня залезть через форточку в дом и открыть дверь. С большим трудом у меня это получилось. Я был рад, что помог соседке.

Итог урока :

Заключительное слово учителя . - Какая команда набрала больше баллов? В одной из передач по телевизору выступал ЕВГЕНИЙ ВИНОКУР. Он вспоминал уроки своей мамы. Она его учила: «ДЕЛАЙ ДОБРО И ИДИ ДАЛЬШЕ, ОПЯТЬ ДЕЛАЙ ДОБРО, НЕ ЖДИ ВОЗВРАТА». Какие мудрые слова… прислушайтесь к ним… и делайте также….