Советский философ Ильенков Эвальд Васильевич: биография, творчество и интересные факты. О литературной деятельности В.П

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Ильенков Василий Павлович (1897-1967) - советский писатель, автор романов, пьес, статей и очерков. Лауреат Сталинской премии по литературе за 1949 год за роман "Большая дорога".

Василий Павлович родился 12 марта 1897 года в селе Шилово-Успенское, Смоленской губ., в семье священника отца Павла (ум.1903) и Евгении Ивановны Руженцевой. Окончил Успенское земское училище, Вяземское духовное училище. В 1911-1915 годах учился в Смоленской духовной семинарии (4 года). Не окончив семинарию, в 1915г. поступил на историко-филологический факультет Юрьевского Университета. Через 2 года, в мае 1917 г. был призван на военную службу - зачислен в студенческий Царицынский корпус, а потом - в Одесскую школу прапорщиков. Находясь в армии, он тяжело заболел и был освобожден от несения службы из-за болезни сердца. Василий возвращается домой на Смоленщину. Ветер революционных перемен захватил молодого Ильенкова: в сентябре 1918 г. он вступает в РКПб.; сначала работает в Дорогобуже секретарем УКОМА, затем - в Смоленске заведует Губернским Отделом Народного Образования. Начинает публиковать рассказы. Печатается в журналах Смоленска, затем работает главным редактором газеты "Брянский рабочий". С 1931 года возглавляет отдел прозы в журнале "Октябрь". Публикует романы "Ведущая ось" (1931), Солнечный город" (1935), рассказы.

Совсем перед войной становится корреспондентом газеты "Красная звезда". В статье "Эти годы были лучшими в моей жизни"у, которая опубликована 25 марта 1997 года и была посвящена 100-летию со дня рождения В.П.Ильенкова, главный редактор "Красной звезды" военных лет, генерал-майор в отставке Давид Ортенберг рассказал следующее:

"С писателем Василием Павловичем Ильенковым мы впервые познакомились в конце сорокового года на финской войне. Его мобилизовало для нас Главное политическое управление Красной Армии. Должность любого писателя во фронтовой печати в годы войны была известна: корреспондент! Раньше или позже новоиспеченного "краснозвездовца" отправляли за материалом в боевую часть… Ильенков нам сразу понравился: тихий, раздумчивый. Высокий, сутулый, волосы с проседью. Был он старше всех нас, и при нем даже неугомонные газетчики старались держать себя тише.

В первый же день приезда, отвергая все предложения отдохнуть, он сделал для газеты репортаж о товарищеском суде над солдатом, уснувшим на боевом посту, сочинил очень интересную, эмоциональную статью на такую, казалось бы, прозаическую, но очень важную тему, как "Береги винтовку!" А главным в его творчестве были очерки о сражениях с белофиннами: о ездовом Василии Стаханове, лейтенанте Александре Крихе и др. воинах, с которыми он встречался на артиллерийских позициях, в блиндажах, окопах. Удивительно хорошо получались у него очерки. Сочными мазками рисовал журналист характер людей. Мастер тонких деталей, он глубоко проникал во фронтовой быт…Василий Павлович вернулся с передовой, сдал очерк "Подвиг Евсея Аникеева" и свалился как подкошенный от воспаления легких…". Он сильно переживал, что своей болезнью подвел редакцию. Его писательский и корреспондентский труд, несмотря на короткое время работы в газете, были отмечены орденом Красной Звезды.

Василий Павлович Ильенков на фронте (крайний справа).

Василий Павлович Ильенков прошел всю Отечественную войну, работая военным корреспондентом "Красной звезды" и "Правды". Главный редактор Д.Ортенберг отметил: "За годы войны, пожалуй, никто не напечатал столько рассказов, сколько Ильенков. Несмотря на то, что на полосах газеты было тесно, его рассказы не залеживались. И не только потому, что отличались интересным сюжетом, красочным языком, но и потому, что в них находили отражение самые злободневные, остро волнующие всех события войны."

"Первая статья Ильенкова В.П. в "Красной Звезде" была опубликована уже 26 июня 1941 года. Ее важность и значимость не подлежит сомнению. Дело в том, что в первые несколько дней у нас еще не было сведений и материалов о бесчинствах, зверствах немецких захватчиков в отношении мирного населения. Еще не успели наши спецкоры прислать свои сообщения о произволе, бандитизме, терроре фашистов в советских селах и городах.

И вот заходит ко мне Ильенков и рассказывает, что в 1939 году он участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. Когда подошли к Белостоку, оказалось, что его заняли немцы. Воровским порядком они пересекли демаркационную линию. Писатель видел этих надменных и нахальных завоевателей, следы их бесчинств и кровавых злодеяний. До ниточки они ограбили население, сожгли много деревень. В незарытых ямах, заполненных водой, лежали трупы истерзанных и убитых гитлеровцами местных жителей - стариков, женщин, детей. Фашисты не разрешали их хоронить.

-Я еще в ту пору написал об этом, - сказал Василий Павлович.- Но тогда не печатали…

Я перебил писателя: "Давайте весь материал сюда". Он принес две статьи. Мы сразу их напечатали. Так появилась в "Красной Звезде" статья Ильенкова "Зверства фашистских разбойников". Она предупреждала советских людей о том, что несут с собой поработители. И только несколько позже стали появляться материалы о злодействах гитлеровцев, увиденных другими нашими спецкорами на родной земле.

Василий Павлович Ильенков (слева) в Белостоке. Ноябрь 1939 года.

На начальном этапе войны Ильенков больше писал очерки, которые шли под рубрикой "Герои Отечественной войны". Собственно, на Василии Павловиче этот раздел первое время и держался. Тогда, в июне и июле 41-го, немало надо было потратить сил, чтобы раздобыть материал о первых героях, рассказать о них. И журналист денно и нощно не вылезал из воюющих рот, полков и дивизий." (Ортенберг 25.3.1997 Красная Звезда)

В начале июля был напечатан очерк о летчике, сбившем за день 3 немецких самолета под названием "Летчик-истребитель Кузнецов". Хотя главному редактору заголовок не понравился, Ильенков настоял на своем. "Поймите. Надо обязательно вынести в заголовок имя героя. Подвиги могут быть одни и те же. Главное - человек. Пусть весь фронт запомнит его имя…"

"Ильенков умел находить темы, которые волновали всех читателей газеты, умел многое увидеть и услышать, чтобы привезти в редакцию воистину гвоздевой материал"

Первым о Маресьеве написал В.П.Ильенков. Он встречался с летчиком в госпитале, в Сокольниках, 28 ноября 1943 года и опубликовал в "Красной звезде" рассказ "Воля", в основу которого положил подвиг Маресьева. Фамилия, однако, была заменена на Алексея Петрусьева. А уже книгу "Повесть о настоящем человеке" о летчике, сбившем два вражеских самолета, написал Борис Полевой, но уже после войны.

В.П.Ильенков прошел всю войну - до Берлина с нашими войсками, беседовал с солдатами и командирами и писал о них статьи в газеты, подробно излагал ход боев - захват Можайска, бои в г.Белом, под Ольховаткой и др.

Мысли шло довольно сложным путем. Ученые должны были работать только над той проблематикой, которая не выходила бы за коммунистические рамки. Любое инакомыслие подвергалось гонениям и преследованиям, а потому редкие смельчаки решались посвятить свою жизнь тем идеалам, которые не совпадали с мнением советской верхушки. Личность философа Эвальда Ильенкова в середине прошлого века вызывала у научного сообщества подозрение и недоумение. Его идеи, которые с восторгом принимали на Западе, в родном институте старались всеми возможными способами не выпустить за его пределы. Книги Эвальда Ильенкова сегодня можно приобрести в любом реальном или интернет-магазине, но в свое время работы философа печатались неохотно, а многие из них так и не увидели свет при жизни автора. Все это вызывает огромный интерес у наших современников к ученому и его научным идеям. Из нашей статьи вы узнаете биографию Эвальда Васильевича Ильенкова, а также мы кратко опишем его основные научные теории.

Биографическая справка: детство и юность

Биография Эвальда Ильенкова до определенного момента вполне типична для советского человека. Родился будущий ученый в интеллигентной семье. Его мать трудилась учительницей, а отец был писателем. Его книги даже снискали признание в высших кругах, за что Василий Ильенков был выдвинут на Сталинскую премию.

В двадцать четвертом году, когда на свет появился Эвальд, семья проживала в Смоленске. Однако в четыре года в жизни будущего ученого произошли большие изменения - он вместе с родителями переехал в советскую столицу. Еще через несколько лет семья переселилась в новый район Москвы в дом, где проживала только писательская элита.

Год окончания Эвальдом Ильенковым школы совпал с началом Отечественной войны. Но юношу сразу после учебного заведения на фронт не взяли, поэтому он поступил на философский факультет московского университета. Однако буквально через несколько месяцев всех студентов и преподавательский состав эвакуировали в Ашхабад, еще через год институт был переведен в Свердловск. С ним переезжал с места на место и юный Э. В. Ильенков.

Военные годы

По достижении восемнадцатилетия Эвальда Ильенкова призвали в армию. Он был направлен на обучение в Сухой Лог. Там в военные годы базировалось Одесское артиллерийское училище. В его стенах юноша провел практически целый год.

Сдав итоговые экзамены в училище, будущий ученый получил звание младшего лейтенанта и был переброшен в зону военных действий. Стоит отметить, что Ильенков прошел всю войну до самого конца. Он воевал на Западном фронте, затем командовал взводом на Белорусском фронте, в составе которого и дошел до Берлина. Там он находился еще три с половиной месяца после окончания войны.

Однако и после этого служба Ильенкова в рядах армии не закончилась. Практически целый год молодой человек работал в столице в качества литературного сотрудника. Высшее командование направило его в редакцию газеты «Красная звезда». Именно здесь в полной мере раскрылся его литературный талант. Чуть позже этот опыт помог ученому написать свои произведения. Книги автора Эвальда Ильенкова, по мнению наших современников, и сегодня не потеряли свою актуальность. Его тексты изложены простым языком, что высоко оценили специалисты из Германии, Англии, Норвегии и других стран, где они опубликованы.

Учеба в университете и начало преподавательской деятельности

За годы войны университет, в котором учился Эвальд Васильевич, стал частью МГУ. Поэтому после службы молодой человек продолжил обучение уже в его стенах. За четыре годы учебы юноша не только штудировал книги и учебники, но и приобрел свой собственный взгляд на философскую науку. Многие даже в те годы считали, что в изложении Эвальда Васильевича Ильенкова философия предстает в виде особого творчества, которое должно быть далеко от других научных дисциплин. Его основной задачей является, по мнению ученого, изучение сути и механизма человеческого мышления. Он считал, что главное для человека - это думать.

Философские идеи Ильенкова рождались под влиянием таких советских ученых, как Б. С. Ченышев, П. В. Копнин, Б. М. Кедров и А. Н. Леонтьев. В середине прошлого века талантливый философ закончил обучение и получил диплом с отличием. По результатам дипломной работы он был рекомендован в аспирантуру. Его основным направлением стала история зарубежной философии.

Через три года учебы в аспирантуре Ильенков защитил диссертацию и был принят на должность младшего научного сотрудника. Его местом работы стал институт философии, где он и проработал всю свою жизнь. Примечательно, что несмотря на обилие у Эвальда Ильенкова научных работ, его должность оставалась неизменной. Это свидетельствует о том, что к идеям философа власти относились с большим предубеждением и подозрением.

Особо в годы учебы ученый относился к «Капиталу» Карла Маркса. Он изучал данный труд и положил его в основу некоторых философских теорий ученого. Поэтому он стал преподавать спецсеминар в своем родном учебном заведении.

Идеи и теории ученого в контексте его профессиональной деятельности

В МГУ Эвальд Ильенков проработал недолго. Через год в стенах университета разразился настоящий скандал, приведший к увольнению ученого. Темой преткновения стал один из его трудов, написанный в соавторстве с В.И. Коровиковым (фото данной книги мы привели выше). Но именно эта спорная работа получила отклик в среде итальянских коммунистов. Она была практически сразу переведена на итальянский и через год опубликована в этой стране.

Шестидесятые годы прошлого века можно назвать самым продуктивным периодом в жизни философа. Он активно писал статьи, был соавтором «Философской энциклопедии» и выпустил несколько книг. Однако большая часть из них подвергалась существенным правкам. Некоторые труды даже сокращались в процессе редактирования практически на тридцать процентов.

К семидесятым годам советский философ Ильенков Эвальд Васильевич стал широко известен зарубежным ученым. Он принимал участие в конгрессах и конференциях в Праге и Берлине, а за цикл работ по диалектике даже получил Государственную премию.

Однако несмотря на известность и популярность за границей, в Советском Союзе ученый нередко подвергался травле. При этом его работами по разным направлениям активно пользовались в научных трудах. Интересно, что особое внимание в своей деятельности Ильенков уделял педагогике. В ряде его трудов данная дисциплина выставлялась в далеком от привычного свете. Его теории были новы и свежи, а потому являлись отличной альтернативой бытующим представлениям о философии и педагогике. Многие книги Эвальда Васильевича можно было использовать в качестве учебного материала в высших учебных заведениях.

Последние годы жизни ученого

До конца семидесятых годов философ работал над темой познания в искусстве. Его живо интересовали вопросы преображения творческой фантазии в нечто осязаемое. Ученого интересовал сам процесс трансформации воображения в конечный продукт.

Однако научное сообщество отвергало данные идеи, считая их недостойными советского ученого в целом. В итоге Ильенков подвергся травле. Его работы не печатали, многие из коллег отвернулись, а в институте его занятость постепенно сводилась к минимальной. Все это привело к тому, что философ впал в депрессию. Она имела затяжной характер, и выйти из нее самостоятельно без помощи препаратов он уже не мог. В один из мартовских дней семьдесят девятого года прошлого столетия Эвальд Ильенков покончил жизнь самоубийством. Довольно странно, но в те годы о подобном исходе говорили немногие. Не все коллеги и друзья ученого знали о том, что он перерезал себе сонную артерию. Это породило ряд слухов о насильственной смерти философа.

Сегодня многие считают, что философия Эвальда Васильевича Ильенкова опередила свое время. И в наши дни этот талантливый человек мог бы сделать себе головокружительную карьеру.

Идеи и теории философа: разговоры о космологии

Многие современники Ильенкова утверждали, что он был очень разносторонним человеком. Его интересовала не только философия, но и искусство, музыка и литература. Его вдохновителями были Гегель, Вагнер и Спиноза. Под влиянием трудов этих известных деятелей у юного на тот момент ученого рождались новые теории, базирующиеся на уже известных догмах, идеях и цитатах. Эвальд Ильенков особо был увлечен Спинозой. Его раскрытие сути, механизма и смысла мышления как такового были для советского ученого настоящим открытием. В дальнейшем он использовал эти теории в своих научных трудах.

Первую серьезную работу философ опубликовал приблизительно в середине прошлого века. Она называлась «Космология духа» и самим автором воспринималась в качестве творческого эксперимента. В своей работе ученый попытался определить смысл наличия и существования разума во Вселенной. Он рассуждал о таких понятиях, как «мыслящий дух», «зарождение новых миров» и «возрождение Вселенной». По мнению Эвальда Васильевича, только мыслящее и разумное существо способно жертвовать собой ради того, чтобы на пепелище старого мира возник новый. Причем тот же самый мыслящий дух останется его частью и самой главной составляющей.

В дальнейшем он еще раз обратится к данной теме, но возьмет за основу учение Спинозы. В нем мыслительные процессы рассматриваются как одно из свойств природы. При этом оно является незаменимой ее частью.

Диалектическая логика в работах философа

Вся биография и книги Эвальда Ильенкова так или иначе обращаются к теме диалектической логики. Она представлялась ученому своеобразным ключом к пониманию сути научного познания. Данная тема волновала многих философов, но никому из них не удалось создать теорию и доказать ее жизнеспособность. Единственным, кто использовал схожую методологию, был Карл Маркс. В процессе написания своего главного труда - «Капитал» - он работает над переходом от абстрактного к конкретному. Однако Маркс дает некие обобщенные понятия, в его книге теория не доведена до совершенства. Она является всего лишь одним из методов для познания. Однако Ильенков довел ее практически до идеала, тем самым перевернув все традиционные представления по данному вопросу.

В своем труде советский философ использовал не только теории Карла Маркса, но и некоторые идеи столь уважаемого им Гегеля. В итоге ему удалось обобщить и систематизировать их, что позволило сформировать абсолютно новый и не применяемый ранее метод познания. Да и само отношение к мышлению в целом в нем представлялось чуть ли не ведущей деятельностью.

Теория диалектики абстрактного к конкретному оказалась революционной для умов советских ученых. До Ильенкова этой проблематикой никто не занимался. Даже западный научный мир счел ее настолько новой, что только спустя несколько десятилетий, ею стали заниматься ведущие иностранные ученые.

Именно работа философа на тему диалектики и лишила его работы в МГУ. Несмотря на то что в печать она попала в сокращенном варианте, этот труд был не принят научным советским сообществом. Однако в семидесятые годы прошлого века он был переведен на несколько языков мира и переиздан.

Проблема идеального глазами ученого

Во все времена философия обращалась к данной теме. Причем многие считали ее даже ключевой проблемой науки. Свои размышления на эту тему философ изложил в нескольких трудах:

  • «Проблема идеала в философии».
  • «Проблема идеального».
  • «Диалектика идеального».

Последняя книга Эвальда Васильевича Ильенкова так и не увидела свет при жизни автора. За некоторое время до самоубийства ученого его заключительный труд на тему идеального был переведен на английский язык. При этом текст значительно сократили и только в таком виде выпустили в печать.

Работа над данной проблематикой очень увлекла Ильенкова. Он вел ее на протяжении многих лет, с каждым разом все более углубляясь в понятия идеального. Ему удалось доказать, что Гегель и Платон, придававшие большое значение идеализму, не ошибались в своих теориях.

Педагогические идеи

В своих педагогических теориях автор обращался в первую очередь к личности. Философ считал, что школа должна заботиться о всестороннем развитии индивида. Однако он поддерживает идею о некой универсальности воспитательного процесса. Согласно работам Ильенкова, личность проявляет себя на все сто процентов только в тех ситуациях, когда она поставлена в условия принятия решений в коллективе. С одной стороны, личность даже может высказывать мысли и идеи отличные от большинства. При этом для коллектива открывается новый путь, отметающий уже устаревшие догмы. Всего этого возможно добиться только при гармоничном воспитании. Причем философ не представлял личность без таких понятий как «свобода» «творчество» и «талант».

Талантливый ученый считал, что при разных начальных составляющих при должном воспитании и умственном развитии индивиды могут достичь одинакового уровня развития. Ильенков много лет работал со слепыми и глухими детьми. При этом его подопечные показывали очень высокие результаты, а один из них даже закончил

М. Лифшиц, «Диалог с Эвальдом Ильенковым»

Данная книга стоит особняком, так как была написана соратником и другом Михаилом Лифшицем. К сожалению, свой труд он не успел закончить до смерти и в печать он вышел в недоработанном варианте. Однако и в таком виде книга произвела фурор в определенных кругах.

Специалисты связывают это с актуальной проблематикой и необычной подачей своих идей. Лифшиц, как и Ильенков, много внимания уделял идеальному и имел массу наработок по этому вопросу. Поэтому в своей книге он рассматривал реальность идеального. Для полной проработке вопроса он прибегал к теории тождеств и другим методикам.

Для того чтобы материал был изложен свежо и интересно, Лившиц построил его в виде диалога. В книге он вступает в разговор с Ильенковым и многими другими представителями современной философской мысли.

Основной мыслью в данной работе является возвращение к переосмыслению традиционных основ философии. Обработка их на новом уровне, но не отвергая, а встраивая в современную реальность, вот то, что, по мнению Лившица, доступно свободной личности. Только она может взойти на новую ступень развития благодаря своим мыслительным способностям.

Несколько слов в заключение

В советские времена большая часть работ Эвальда Ильенкова была недоступна общей массе заинтересованных. Сегодня их может прочитать абсолютно любой человек. Студенты философских факультетов считают труды этого ученого максимально простыми для понимания. Поэтому постигают науку посредством его книг.

Более того, многие ученые считают, что только сейчас общество подошло к пониманию тех проблем, которые в свое время поднял Ильенков. Возможно, наши современники посмотрят на него немного иным взглядом, и он займет достойное место в плеяде талантливых и признанных ученых советского периода.

Критико-библиографическая справка о романах В. Ильенкова

«Ведущая ось» и «Солнечный город»

«Ведущая ось» - первый роман В. Ильенкова. В основу романа положены события 1927 - 29 г.г. на крупном паровозостроительном заводе в Бежице, Брянской области, где автор в то время был на партийной работе.

На завод возвращается бывший его рабочий, получивший высшее образование, молодой коммунист Семен Платов. Его неодобрительно встречает группа старых инженеров, объединенных враждебным отношением к социалистическому строю; они ведут подрывную работу, стараясь всячески расстроить производство, используя в своих целях отсталые элементы в рабочем классе - погоню за рублем, бездумное отношение к труду и социалистической собственности. Вследствие поломки ведущей оси паровоза, выпущенного заводом, происходит крушение поезда. Виновники катастрофы пытаются прикрыться теорией усталости металла. Инженер Платов, опираясь на помощь передовых рабочих, разоблачает истинных виновников преступления.

Роман, опубликованный в 1935 году в журнале «Октябрь», вызвал острую дискуссию. А. Серафимович дал роману высокую оценку, подчеркивая его достоинства и значение, как одного из первых произведений советской литературы о рабочем классе («Правда», 21 февраля 1932 г., «Живой завод»).

М. Горький писал, что «роман Ильенкова чрезмерно расхвален группой литераторов во главе с А.С. Серафимовичем». Указывая на существенные недостатки романа, в частности, на неудачное словотворчество, критикуя другие промахи автора, «которые не украшают его серьезный роман», М. Горький в то же время отмечал, что роман написан талантливым литератором: «Ильенков, бесспорно, талантлив»; «о положительном значении романа Ильенкова я не буду говорить, повторю только, что автор - человек несомненно талантливый, способный на большую работу» (М. Горький, «По поводу одной полемики», «Известия», 26 апреля 1932 г.).

Подготавливая роман к печати отдельным изданием, автор учитывал критические замечания, сделанные в ходе дискуссии, и книга вышла уже в новой редакции в конце 1932 года (ГИХЛ).

В 1935 году вышел из печати (ГИХЛ) роман «Солнечный город», являющийся продолжением романа «Ведущая ось». В основу этого романа положена проблема курской магнитной аномалии.

Еще до революции ученый Шубин вел безуспешные поиски магнитной железной руды. В 20-е годы, при горячей поддержке В.И. Ленина, он продолжил поиски, но обнаружил лишь залежи бедной железом руды, и дело заглохло после смерти Ленина. Заинтересовавшись этой проблемой, инженер Платов вместе с Шубиным возобновляет поиски железного клада в недрах земли, поднимет на это дело комсомольцев. Преодолевая большие трудности и лишения, они обнаруживают богатые залежи руды и на базе ее начинается строительство шахт и города, который они называют солнечным. Сюда устремляются тысячи людей из деревень и здесь, на социалистической стройке, в острой борьбе с отсталыми элементами в своей среде, становятся на путь новой жизни.

То, что в 1935 году, когда был опубликован роман «Солнечный город», было только мечтой, в наши дни стало реальной действительностью: Курская магнитная аномалия превратилась в мощную металлургическую базу страны и уже выстроены города, о которых мечтали комсомольцы.

Роман «Ведущая ось» переиздавался в 1933 году (второе и третье издания, в издательстве «Советский писатель»); в 1934 году (четвертое издание, ГИХЛ); на немецком и английском языках - в 1935 году; на еврейском - в 1934 году; на белорусском - в 1936 году. Роман печатался из номера в номер в газете «Юманите» для Эдьзас-Лотарингии в 1935 году, в органе Швейцарской компартии «Базельс-Форвертс» - в 1935 году.

Роман «Солнечный город»: первое издание (ГИХЛ) - 1935 г.; второе - («Роман-газета») - 1935 г.; третье - (ГИХЛ), 1936 г.; четвертое - («Советский писатель», 1937 г.)

Критика: О. Войтинская, «Литературная газета», 1935 г.; В. Щербина, журнал «Октябрь», 1936 г.

Романы «Ведущая ось» и «Солнечный город» являются книгами, составляющими одно произведение о коммунистах. В настоящее время автор, существенно перерабатывая текст прежних изданий, готовит оба романа к изданию в одной книге под названием «Идущие впереди».

Поэт меняет профессию

Алексей Смирнов, «АиФ Урал»: Андрей Игоревич, в «Стране ОЗ» вы сыграли роль русского интеллигента, волею судьбы ставшего продавцом в ночном киоске. Жизненный опыт пригодился? Чем запомнились съёмки?

Андрей Ильенков: Формально эта роль - главная в фильме. У меня действительно был период, когда я полгода работал в ночном ларьке. Правда, время было совсем другое: мне было 25 лет, и это были 90-е. Но режиссёр Василий Сигарев сказал: а давай представим, что это некий забытый ларёк, затерявшийся во времени. Раньше я никогда в кино не снимался, было интересно, хотя иногда - эмоционально тяжело. Камеры не боялся, со звёздами, особенно с Александром Башировым, общались нормально. В принципе, собой я доволен, но сам процесс съёмок мне не понравился. Слишком утомительно. При том что у меня была сравнительно лёгкая роль, я в основном сидел и разглагольствовал. Но теперь я понимаю, за что звёздам кино платят такие большие деньги…

- Сегодня существует такое явление, как русская интеллигенция?

Андрей Ильенков. Родился в 1967 году в Челябинске. Служил в армии, учился в мединституте, сменил более десятка профессий. В 1998 году окончил факультет филологии УрГУ, позднее – аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Александра Блока. Один из авторов сценария и исполнитель роли в фильме «Страна ОЗ». Руководит отделом прозы в литературном журнале «Урал». Член Союза писателей России.

Думаю, да. Люди, которым важны не только свои, но и общественные интересы, были и будут всегда. Причём не важно, гуманитарий ты или технарь (яркий пример последнего - академик Сахаров). Возьмём XIX век. Никто не говорил, что Тургенев - интеллигент. А вот Чернышевский интеллигент бесспорно. Хочу отметить, что себя интеллигентом не считаю. Все эти вопросы меня, несомненно, интересуют, но я их нигде не озвучиваю, никогда не отстаиваю и не готов отдать за них жизнь.

- Вы с 2000 года возглавляете отдел прозы в журнале «Урал». О чём сейчас пишут? Присылают много?

О том же, о чём и всегда. Вне зависимости от того, графоман ты или нет, главным образом людей интересуют вечные темы: жизнь и смерть, вой-на и мир, любовь и судьба… Естественно, что все пишут о них по-разному, но количество рукописей, присылаемых нам, огромно. Представьте себе: сначала все тексты просматривают редакторы, которые «бракуют» очень много, а я читаю только оставшееся. Из этого отбираю примерно половину. Но даже после того, как всё одобрено и согласовано, люди ждут по году и больше, чтобы напечататься у нас.

Главную роль в новогодней трагикомедии «Страна ОЗ» сыграла Яна Троянова, но Андрей Ильенков уверен, что его герой в кинокартине не менее важен. Фото: скриншот youtube

«Мы Москве не интересны…»

- Вы больше поэт или прозаик? Количество читателей для вас важно?

Считаю себя поэтом, но больше известен (если это можно назвать известностью) как прозаик. Мне раньше часто говорили: зачем ты пишешь всю эту «попсовую» прозу, ведь у тебя такие гениальные стихи. Но, то, что мои стихи гениальны, знают с десяток человек, а прозу читали сотни. Однако вообще количество читателей важно для коммерческого успеха, для процесса творчества их число не имеет никакого значения. Проблема ещё и в том, что, если автор раскручен, ему, чтобы «быть на плаву», приходится писать всё время. А результаты часто бывают плачевны. Уж на что, казалось бы, талантлив Стивен Кинг, но и он порою пишет «что попало». Та же история - с Борисом Акуниным. Популярный писатель на самом деле - это тяжёлый крест. Но, слава Богу, это не обо мне.

- То есть «ни дня без строчки» - это не ваше?

Совсем не моё. Раньше, когда мне было лет 25-30, я старался много писать, а потом смотрю: из всего, что я написал, остаётся в лучшем случае 20%, остальное никуда не годится. И тогда я решил: не лучше ли сразу писать эти самые 20%? Сегодня у меня есть неопубликованные юношеские стихи, всё остальное - опубликовано.

- Вы согласны, что московская и питерская литературные тусовки смотрят на нас несколько свысока?

Когда у нас в 2015 году проходил фестиваль «Толстяки» на Урале», была возможность пообщаться со всеми столичными редакторами. И у меня возникло ощущение, что им просто не очень нужны все остальные. Они как-то сами по себе. Москва - огромный город, где много издательств, журналов и писателей. И они подсознательно думают: а зачем нам кто-то ещё, у нас и так всё есть. Это не презрение, это отсутствие интереса. Чтобы пробиться в Москве и Питере, это надо постараться. А стараться хотят не все. Как выразилась наш писатель Ольга Славникова, талант талантом, но надо ещё и телодвижения совершать.

- Всемирная Паутина - хорошая вещь?

Интернет облегчает многие рабочие процессы, но он же и мешает. Для коммуникации Сеть хороша, но, скажем, как энциклопедия никуда не годится. Например, у меня дома нет Интернета, и, когда его предлагали провести, я отказался. Людям иногда кажется, что там есть всё, но это иллюзия. Интернет - это огромное количество банальной информации. Но как только тебе нужно что-то более узкое, чем читают все, ты выясняешь, что нет ничего. Тысячи ссылок ведут в конечном итоге к одному первоисточнику.

Кадр из фильма «Страна ОЗ». Фото: скриншот youtube

Любая революция - зло

- Писатели в России условно делятся на патриотов и либералов. Вы относите себя к какому-то лагерю?

У меня есть совершенно чёткие взгляды, в том числе на ситуацию в стране, и они не совпадают ни с теми, ни с другими. Пишу я по большому счёту для себя. С одной стороны, я вообще противник не только либеральной политики и идеологии, но даже их «мыслительной парадигмы». С другой - я согласен, что противники либералов часто люди весьма ограниченные, и к патриотам себя также не отношу. Но в классическом понимании этого слова, я, безусловно, патриот России. Это естественно. Быть патриотом какой-то другой страны было бы нелепо.

- Власть должна помогать художнику?

Власть помогает художнику, который льёт воду на мельницу самой власти. Может быть, он это делает искренне, а может быть - по расчёту, но это нормальная ситуация. Во времена СССР хорошо жили те писатели, которые были нужны советскому государству. Сегодня об отсутствии помощи от властей часто говорят сами художники. «Нас не замечают!». А с какой радости? Если тебя не замечают - ты либо не нужен, либо не заслуживаешь, чтобы тебя заметили. Это всё равно, что требовать любви…

В этом году в России отмечается 100-летие двух революций - Февральской и Октябрьской. Как относитесь к событиям тех дней? Сегодня подобное возможно?

Любая революция - это всегда зло, зло во всех отношениях. После неё всем становится хуже. Кроме самих революционеров, которые, как правило, живут недолго. Я не государственный деятель и не хотел бы им быть, но уверен: революций нельзя допускать ни в коем случае. И если правительство её допустило, это плохое правительство. Можно применять политику кнута и пряника, сесть за стол переговоров, кого-то наказывать, кому-то помогать, но если дело дошло до применения силовых структур и армии - всё уже плохо. Вспомним распад СССР. Когда пустили в ход войска - было уже поздно…

Но мне почему-то кажется, что в нынешней России ситуация 100-летней давности повториться не должна. Тогда напряжённость в стране дошла до предела, именно поэтому народ в общей своей массе и поддержал новую власть.

Вы как-то написали о себе: «К тридцати шести годам я не очень поумнел по сравнению с двадцатью шестью». Сейчас вам сорок девять. Можете сказать, что поумнели?

Конечно, не поумнел, но некоторый жизненный опыт приобрёл. Сегодня я уже не очень часто наступаю два раза на одни и те же грабли. Хотя и такое бывает…