Депутаты в законе о легализации чвк запретят им устраивать революции. Правительство рф не поддержало законопроект о частных военных компаниях

Депутат Госдумы Дмитрий Саблин (третий справа) возглавляет организацию ветеранов «Боевое братство». Фото со страницы Дмитрия Саблина в «ВКонтакте»

На фоне сообщений о гибели в Сирии более 200 россиян дискуссия о легализации частных военных компаний (ЧВК) вышла на официальный уровень. О том, что это может быть решено в течение ближайшего года, сообщил «НГ» депутат Госдумы от «Единой России», один из лидеров организации «Боевое братство» Дмитрий Саблин. Предложен им и проект реабилитации пострадавших в конфликтах военспецов. Кстати, по данным СМИ, раненные в Сирии россияне уже лечатся в госпиталях Минобороны.

Сообщения о массовой гибели российских граждан от удара американской авиации в сирийской провинции Дэйр-эз-Зор, как известно, появились на прошлой неделе.

Официально Минобороны РФ сообщило о раненых сирийцах, заявив, что российские военнослужащие не пострадали.

Впрочем, родственники погибших теперь уже дали первые интервью журналистам, подтверждая, что их близкие действительно участвовали в военных операциях. По данным Bloomberg, российские наемники якобы уже лечатся в госпиталях Минобороны в Москве и Санкт-Петербурге.

О том, что законодательная позиция касательно легализации ЧВК и работающих в них специалистов, по всей видимости, будет реализована в течение этого года, сообщил «НГ» единоросс, лидер «Боевого братства» Дмитрий Саблин.

«Проблему добровольцев надо как-то решать. Добровольчество вообще свойственно нашему народу. Законодательно в этом году частично вопрос решен: Минобороны получило право призывать людей на военную службу на контракт сроком менее года, на выполнение задачи, как, к примеру, в Сирии. Также решен вопрос о продлении контракта сроком менее чем на год - например, когда у моряков заканчивается контракт, а они еще в рейсе», – заявил Саблин.

По его словам, вопрос тем не менее требует обсуждения и рассмотрения, поскольку на Западе официально работают ЧВК, которые имеют в своих составах сотни тысяч бойцов, тяжелую технику, даже авиацию: «Нам надо формировать свои силы и средства, исходя из сил и средств потенциального противника, но при этом учитывать наши исторические особенности. У нас в стране есть миллионы ветеранов боевых действий, готовых в любую минуту встать на защиту нашей родины и ее интересов. Они по своим качествам и профессионализму, по своему духу превосходят любых профессионалов других стран мира. Перспектива у направления есть большая, но надо ее детально продумать. Думаю, позиция по этому вопросу будет выработана в течение года».

На вопрос «НГ» о том, как быть с вернувшимися с фронта и пострадавшими там людьми, Саблин как один из лидеров «Боевого братства» предложил программу реабилитации. «По социальной защите и реабилитации у «Боевого братства» уже есть пять проектов. Первое – лечение, профилактика, когда мы бесплатно направляем инвалидов, семьи погибших, ветеранов на реабилитацию. Второе – «Точка опоры», когда ветераны бесплатно получают юридическую защиту, от подготовки документов до отстаивания интересов в судах. Третье – «Красная гвоздика», мы являемся учредителями фондов, которые помогают ветеранам с протезированием, оплатой дорогостоящих лекарств, операций. Четвертое – сейчас на Сахалине есть успешный опыт льготной ипотеки для участников боевых действий, – рассказал Саблин. – Тут на основании федерального законодательства надо менять региональное, на уровне одного региона проект уже успешен. Пятое направление – точечная работа по выделению квартир семьям погибших. По этим направлениям и идет реабилитация. Но, думаю, главное для ветеранов – это продолжать работать плечом к плечу с товарищами, ветеранами разных войн. Ветеранам также важно общение с молодежью, это помогает им вернуться в обычную жизнь. И тех, кто воевал добровольцем на Донбассе, мы тоже признаем ветеранами, у ребят к ним позитивное отношение, ведь на самом деле там шла и идет война с фашизмом. Помогаем и семьям погибших».

Напомним, что ранее депутат Госдумы Владимир Шаманов, возглавляющий комитет по обороне, в очередной раз поднял вопрос о необходимости создания законодательной базы для деятельности российских ЧВК. Перед этим на своей пресс-конференции вопрос ЧВК затронул и министр иностранных дел Сергей Лавров. «Это (сообщения СМИ о гибели бойцов ЧВК в Сирии. – «НГ») говорит о том, что актуальность, которую обозначил глава МИДа Сергей Лавров, требует государственного подхода, потому что это уже стало реальностью», – в частности, сказал Шаманов. Так что можно сделать вывод, что вопрос ЧВК действительно будет скоро решен на законодательном уровне.

Политолог Аббас Галлямов считает, что в целом история с погибшими россиянами в Сирии выглядит провалом власти, несмотря на то что речь идет о ЧВК, а не военнослужащих. «Проблема даже не в том, что людям надоела внешняя политика. Какое-то время они бы ее еще потерпели – если бы она приносила одни успехи. Историю с группой Вагнера, однако, выдать за успех сложно. Она выглядит как сокрушительный разгром и, что совсем плохо, произошла сразу после того, как российские власти объявили об успешном завершении сирийской кампании и «вывели» оттуда войска. Такие вещи даром не проходят, доверие к официальной информации после них сильно снижается», – считает Галлямов.

Во вторник 23 января широко обсуждаемый проект закона о легализации частных военных компаний (ЧВК) будет направлен в правительство для получения экспертного заключения. Процесс может занять несколько недель. В случае положительного заключения правительства во второй половине февраля проект может быть внесен на рассмотрение Госдумы. О процедуре и предполагаемых сроках прохождения закона «Новой» рассказал заместитель председателя Комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

Емельянов подтвердил «Новой», что текст законопроекта уже готов, но не стал раскрывать базовые принципы документа — по всей видимости, опасаясь активизации противников закона. Как это уже произошло в конце 2014 года, когда Госдума отклонила проект закона «О частных военно-охранных компаниях», внесенный через думский комитет по обороне депутатами Горовцовым, Шеиным, Носовко. Если бы он был принят в начале 2015 года, то российские ЧВК были бы легализованы, и России не пришлось бы делать вид, что в сирийской военной кампании не участвуют вооруженные подразделения, известные как «ЧВК Вагнера».

В 2014 году в пояснительной записке к проекту закона было подчеркнуто, что ЧВК работают более чем в 110 странах мира, при этом в Великобритании, Израиле, ЮАР и Бельгии в 2011—2012 годах произошел резкий рост количества частных военных компаний. Общее же количество ЧВК в мире — несколько сотен, а суммарная численность их сотрудников — более 5 миллионов человек.

Несмотря на то, что в России до сих пор нет правовой базы, регулирующей деятельность военных компаний, российские ЧВК работают на мировом рынке военно-охранных услуг с середины 90-х годов.

Опрошенные «Новой» эксперты оценили «емкость» российского рынка кадров, посчитав, что в разные годы в российских и иностранных ЧВК работали более ста тысяч россиян.

— Россия — хорошая кузница кадров для военных компаний, — заявил один из наших экспертов. — Вот конкретный пример. Только в России сейчас живут более 3,5 тысячи наших соотечественников, отслуживших во французском Иностранном легионе, а тех, кто получил французское гражданство и остался на Западе, — в разы больше

— Россия может поставить на мировой рынок военных услуг 100—150 тысяч специалистов, прошедших превосходную подготовку, — такую оценку дал еще один мой собеседник, работающий на мировом рынке военных услуг с конца прошлого века.

Но все российские ЧВК, оказывающие военно-охранные услуги за пределами страны, в России пока остаются на полулегальном положении, и над бойцами этих структур постоянно висит дамоклов меч привлечения к уголовной ответственности по статье 359 УК («Наемничество»).

Наемники по-российски

«Новая» уже рассказывала, как в октябре 2013 года сразу 267 россиян одномоментно могли получить тюремные сроки за наемничество. Напомню, зарегистрированная в Гонконге и работающая в Москве компания Slavonic Corps Limited («Славянский корпус») рекрутировала 267 добровольцев по контракту с министерством нефти и минеральных ресурсов Сирии для охраны «объектов добычи, транспортировки и переработки нефти». И только добравшись до Сирии, люди узнали, что эти объекты еще предстояло отбить у боевиков.

17 октября 2013 года в провинции Хомс «Славянский корпус» попал в засаду. Бойцы рассредоточились, заняли круговую оборону, даже успели окопаться и несколько часов отбивались от яростной атаки нескольких тысяч боевиков. После боя выяснилось, что один из добровольцев потерял планшет с документами, и боевики раструбили на весь мир о том, что в Сирии воюют русские.

«Славянский корпус» экстренно вывезли в Россию. Два самолета, которые приземлились во Внуково, окружили бойцы спецподразделения ФСБ «Альфа», всех добровольцев задержали. Так появилось 267 ДОУ — «дел оперативного учета» — с копиями личных документов и с объяснительными каждого из добровольцев. 265 человек отпустили, ограничившись профилактическими беседами. А для руководителей «Славянского корпуса» Вадима Гусева и Евгения Сидорова «контакт» с ФСБ завершился уголовными делами, приговорами и реальными сроками по статье 359 УК.

Но и для тех, кого отпустили по домам без уголовных дел, «контакт» с ФСБ не прошел бесследно. Возможно, это случайное совпадение, но о добровольцах вспомнили летом 2014 года. И почти все они оказались в учебном центре, развернутом близ хутора Молькино Краснодарского края. Вскоре их перебросили на Донбасс. Да, были и такие, кто хотел отказаться от этого сомнительного вояжа, но «добрые люди» напомнили им о судьбах Гусева с Сидоровым и о «явках с повинной», собственноручно написанных после возращения из Сирии.

Когда же началась операция ВКС России в Сирии, многих «добровольцев» перебросили из Донбасса на Ближний Восток, где они стали основным костяком вооруженных формирований, которые в России получили название «ЧВК Вагнера».

Как министр обороны обиделся на «повара»

В Сирии воевало несколько тысяч бойцов «ЧВК Вагнера». Воевали в составе четырех разведывательно-штурмовых бригад, артдивизиона, танковой роты, диверсионно-разведывательной, инженерно-саперной рот, роты связи, штабных и вспомогательных подразделений.

Финансирование бойцов осуществляется через российское ООО «Евро Полис», которое, как писала «Фонтанка» еще в июне 2017 года, якобы аффилирована с известным петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, которого в околокремлевских кругах называют не иначе как «поваром».

Боевой техникой, оружием и боеприпасами «ЧВК Вагнера» обеспечивает Министерство обороны. Боевые задачи вагнеровцам также ставили офицеры и генералы военного ведомства России. Они же осуществляли координацию взаимодействия «частников» с авиацией и подразделениями сирийской армии.

После освобождения Пальмиры, где решающую роль сыграли именно вагнеровцы, министр обороны Сергей Шойгу доложил Верховному главнокомандующему президенту России об успехе. Но оказалось, что Сергея Шойгу опередил Евгений Пригожин — Путин уже был в курсе подробностей освобождения древнего города.

9 декабря 2015 года министр обороны получил еще один «удар» от «повара». В этот день в Георгиевском зале Кремля прошел торжественный прием, посвященный чествованию Героев России. Среди приглашенных оказался и Дмитрий Валерьевич Уткин — руководитель «ЧВК Вагнера». А вместе с ним — как минимум трое ближайших его сподвижников. Причем, как нам рассказали сразу несколько источников, в военном ведомстве вообще не знали о приглашении «вагнеровцев» в Кремль.

Возможно, это случайное совпадение, но после приема в Кремле, у «ЧВК Вагнера» в Сирии начались серьезные проблемы: у них отобрали тяжелую технику, начались перебои со снабжением оружием и боеприпасами. По сведениям, полученным сразу из нескольких источников, лишь минувшей осенью, перед началом наступления на Дейр-эз-Зор, снабжение нормализовалось. Вернули и технику.

Кто оставил ФСБ без частной армии?

Как уверяют наши источники, в 2014 году закон о ЧВК не был принят, потому что против него работали лоббисты Минобороны. Дело в том, что функциями лицензирования и контроля над деятельностью ЧВК предполагалось наделить ФСБ.

Именно ФСБ должна была регистрировать ЧВК и отслеживать работу компаний как на территории России, так и за рубежом. Проектом закона чекистам поручалось создание и ведение единой информационной системы, в которой должны были отражаться номера лицензий, выданных ЧВК, и подробные сведения о ведении деятельности военных компаний.

Законопроект не понравился не только генералитету Министерства обороны — у него тогда оказалось много противников и в администрации президента, и в правительстве, — у всех, кто опасался появления у и без того всесильной ФСБ еще и подконтрольной ей частной армии, численностью в несколько сот тысяч хорошо подготовленных, обученных и превосходно вооруженных бойцов.

В новом же законопроекте, который во вторник будет направлен в правительство, функции лицензирования и контроля над ЧВК предлагается передать Министерству обороны. Более того, экс-главком Военно-космических сил, а ныне глава комитета по обороне Совета Федерации Виктор Бондарев озвучил идею, которая витает во многих кабинетах военного министерства. Бондарев заявил РИА «Новости», что если в правовом поле России появятся ЧВК, они должны быть встроены в вертикальную военную систему и подчиняться Минобороны — только в этом случае ЧВК якобы смогут стать реальной помощью регулярным войскам.

Закон будет работать только в России

Опрошенные нами эксперты скептически оценили предложение главы комитета по обороне Совета Федерации.

— Генерал Бондарев просто не понимает сути ЧВК, — сказал один из наших собеседников. — Его представление о ЧВК базируется на сирийском опыте привлечения к участию в боевых действиях «частников». А это в корне неправильно. Главная задача закона о ЧВК, кроме защиты бойцов от уголовного преследования за наемничество, — это допуск российских компаний к рынку военно-охранных услуг, заказчиком которых выступают или государство, или государственные корпорации. Речь, прежде всего, о вооруженной охране объектов и персонала российских компаний, работающих за рубежом.

Уже сегодня такие госкорпорации, как Газпром, Росатом, Роснефть, РЖД, имеющие контракты на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, для охраны строек, месторождений, перевозок привлекают структуры, которые по своей сути представляют собой частные военные компании.

— Это общемировая практика. В том же Китае у всех ЧВК только один заказчик — государство. В США львиную долю заказов ЧВК получают от Госдепа, ЦРУ или минобороны. И только в России и государство, и госкомпании вынуждены придумывать какие-то обходные пути, не называя вещи своими именами.

Говоря об абсурдности интегрирования ЧВК в вертикаль военного ведомства, другой из моих собеседников привел такой пример.

— Допустим, Роснефть заключит с российской ЧВК контракт на охрану скважин. И что будет означать появление в Африке вооруженной компании, «встроенной в структуру» военного ведомства России? На языке международного права это будет означать военное вторжение.

— Нельзя игнорировать такой существенный фактор деятельности ЧВК, как законодательство «страны пребывания», — напомнил еще один собеседник.

— Российский закон о ЧВК даже после принятия не будет иметь никакой юридической силы на том же Ближнем Востоке или в Африке. Любая российская ЧВК, оказывая военно-охранные услуги за пределами России, руководствуется и будет руководствоваться законами именно той страны, в которой работает.

Правда, тут мой собеседник сделал поправку: «Если, конечно, речь не идет о «специфических» операциях, когда в случае успеха — все молодцы, а вот за провал будут отвечать только непосредственные участники. И привел конкретный пример спецоперации, которая была подготовлена, но в последний момент отменена.

«Специфическая» операция

6 марта 2008 года в Бангкоке таиландская полиция задержала россиянина Виктора Бута, которого США обвинили в поставках оружия колумбийской радикальной организации ФАРК. Больше двух лет адвокаты Бута пытались добиться его освобождения из тайской тюрьмы.

А осенью 2010 года одна из российских компаний, оказывающих военно-охранные услуги, получила заказ на похищение Бута.

Пикет у Генконсульства США в Петербурге с требованием к президенту США освободить Виктора Бута, подозреваемого в контрабанде оружием, в Россию. Фото: ТАСС / Интерпресс / Замир Усманов

Был установлен «контакт» с сотрудниками тюрьмы, которые должны были организовать вывоз Бута на судебное заседание по заранее оговоренному маршруту. В ходе поездки в одном из районов Бангкока местные жители должны были начать перестрелку друг с другом (холостыми патронами), а сопровождавшие россиянина охранники (уже получившие вознаграждение) — попрятаться. В суматохе заключенного планировали «изъять» из автозака и доставить загород, где уже ждал частный самолет, который должен был вывезти Бута из страны.

Но буквально за несколько дней до начала операции кто-то из заказчиков решил предупредить сотрудников посольства России в Таиланде, чтобы они в этот день не совались в тюрьму. Российские дипломаты заартачились, возможно, даже предупредили тайцев о готовящемся побеге. Все пришлось отменить, а участников, задействованных в подготовке «мероприятия», экстренно эвакуировать из Таиланда.

Кто ждет закон о ЧВК?

Очевидно, что катализатором дискуссии о необходимости форсирования принятия закона о ЧВК стало именно участие «вагнеровцев» в сирийской военной компании. Но «ЧВК Вагнера» — это, по разным оценкам, от 7 до 10 тысяч человек, при этом, напомню, потенциально Россия может поставить на мировой рынок военных услуг 100—150 тысяч специалистов. Даже сегодня количество россиян, уже задействованных в предоставлении военно-охранных услуг, сопоставимо с количеством участников боевых действий в Сирии.

Российские компании, оказывающие военно-охранные услуги, как правило, работают по субподрядам от американских и британских ЧВК. Самые известные — «Центр-антитеррор», «Тигр Топ-рент Секьюрити», «Редут-антитеррор» «Рускорп», «Форт Дефенс Групп». Более всего услуги российских компаний востребованы в Ираке и Афганистане.

Другая важная деятельности отечественных охранных предприятий — обеспечение безопасности судоходства в пиратоопасных районах мирового океана. В этой сфере работают VST, Muse Group, Moran Security Group.

Все эти ЧВК, готовые легализоваться в случае принятия соответствующего закона, можно условно разделить на две большие группы — «конторские» и «армейские».

«Конторские» — компании, организованные выходцами из ФСБ, служившими в подразделениях «Альфа» и «Вымпел». «Армейские» — созданы отставными офицерами ГРУ или ВДВ.

(К слову, большинство российских ЧОПов — охранные предприятия, созданные отставными офицерами МВД, им закон о ЧВК не нужен.)

В условиях правового вакуума практически все перечисленные компании — российские только по базированию головных офисов и «трудовым коллективам», а по правовой форме — структуры, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. С другой стороны, этот же законодательный вакуум позволяет ЧВК работать на любого заказчика, а не только на Российскую Федерацию, и избегать любого пристального внимания отечественных силовых структур и спецслужб. Так что, вполне вероятно, что часть российских военных компаний из тени выходить не захотят.

Posted 25.12.2014 by redaktor

Виток либерализации в западных странах наряду с сокращением военных бюджетов и армий дали толчок развитию ЧВК, выбросив многих профессиональных военных на данный рынок. Спустя годы, роль таких компаний существенно выросла, как в ближнем зарубежье, так и в целом, на международном рынке. Каким статусом обладают данные компании сегодня?

Как показывает время (и уже — история), увлечение государств созданием ЧВК не только приносит свою выгоду этим странам, но и, к сожалению, чревато определенными проблемами, разрушительную силу которых даже сложно предположить.

Президент РФ поддержал в 2012-м году идею легализации ЧВК. В их же пользу высказывался вице-премьер Рогозин. В октябре 2014-го уже поступил на рассмотрение соответствующий законопроект.

Международные законы о частных военных компаниях

Прежде всего, стоит отметить, что конкретных международных норм, которые бы четко регламентировали статус сотрудников ЧВК и самих компаний, на сегодняшний момент просто не существует. Большая часть бойцов различных ЧВК осуществляют свою деятельность согласно контрактам в качестве специальных сотрудников – технических специалистов, советников, инструкторов и пр. Подписанные документы формально лишают их права участия в военных действиях и ношения военной формы определенной стороны, а оружие позволяется применять исключительно для самообороны, однако эти формальности не мешают сотрудникам ЧВК, как нарушать законы, так и легко уходить от ответственности.

С помощью каких юридических правовых норм регулируется деятельность ЧВК на международном рынке?

Наемничество официально запрещено (наказуемо) в большинстве стран мира. Но четкого нормативного акта, который бы строго регламентировал работу ЧВК, или хотя бы устанавливал их статус, нет.

А правовое положение самих компаний зависит от следующих факторов:

  • Вид проводимой операции.
  • Международно-правовое положение самих сотрудников.

В целом, в международно-правовом арсенале государств есть только нижеперечисленные инструменты:

  • Ст.47 Доп/протокола №1 от 08/06/77 к Женевским конвенциям от 12/08/49 о защите жертв международных вооруженных конфликтов.
    Документ говорит об отсутствии права у наемников на статус комбатантов (регулярная армия) или военнопленных. И определяет наемника как человека, завербованного для участия в вооруженном конфликте, руководствующегося личной выгодой, воюющего за вознаграждение, превышающее вознаграждение участников регулярной армии.
  • В США регулирование оказания таких услуг осуществляется с помощью закона «О контроле над экспортом вооружений».
    Соответственно ему, ЧВК для деятельности за рубежом лицензируется госдепартаментом. Он же контролирует выполняемость контракта. А сделки суммой свыше 50 млн $ и вовсе должны быть одобрены конгрессом страны.
  • В ЮАР ЧВК лицензирует нацкомитет по контролю над простым вооружением, соответственно Акту о наемниках от 1998-го года – закон о регулировании иностранной военной помощи.
  • Резолюция ООН от 1974-го года — «Определение агрессии». В ней использование наемников с применением силы против другой страны квалифицируется как международное правонарушение.
  • Резолюция ООН от 14/12/79-го
    В ней наемничество определяется как угроза международному миру/безопасности и заявляется как преступление против человечества наравне с геноцидом, убийством и пиратством.
  • 20/10/2001-м вступила в силу Конвенция ООН , принятая еще в 1989-м – О запрете на вербовку, использование, финансирование и обучение наемников. Данные обязательства приняли на себя к 2003-му 25 государств.
    В этой конвенции определение наемника стало более широким: наемник уже — не только участник вооруженных конфликтов и завербованное для этих целей (за солидный гонорар) лицо, но и лицо, участвующее за деньги в нарушении территориальной целостности другой страны, в свержении правительства, в спланированных актах насилия.
  • Green Рарег (Великобритания, от 2002-го) и Швейцарская инициатива (от МККК и швейцарского правиельства, 2006-й г) — правовые инициативы, касающиеся усиления контроля над деятельностью ЧВК.
    Поддержаны 16-ю странами, в числе которых США с Украиной, Австралия и Германия, Польша с Канадой, Великобритания, Афганистан и пр. Суть инициатив:
    1 — создание международного органа для контроля над деятельностью ЧВК с правом на запрет их деятельность в государствах-«агрессорах»,
    2 – международный контроль над режимом лицензирования этих компаний,
    3 – мониторинг за деятельностью компаний и разработка соглашений меж государствами, обладающими ЧВК.
    Данные инициативы завершились созданием в 2008-м году Документа Монтре.
  • Международный кодекс поведения ЧОК (2010-й г)
    К нему присоединились более 592 ЧВК из 70-ти государств (из них США – 62 ЧВК, Великобритания – 199 ЧВК). Документ стал началом узаконивания наемничества на базе международно-правовых основ использования наемников, МГП и законодательства в сфере прав человека.
    Согласно данному кодексу, выполнение его норм – непременное условие при заключении любого вида контракта в области военных услуг на международном уровне.
    Стоит отметить что, как данный Кодекс, так и Документ Монтре – это документы рекомендательного характера, не обладающие юридической силой.
  • Документ Монтре (2008-й г)
    В нем содержится около 70 рекомендаций для регулирования деятельности сотрудников ЧВК (прим. в документе используется термин — ЧВОК) непосредственно в зонах военных конфликтов. За нарушение МГП, согласно документу, ответственны государства происхождения ЧВК, государства-контрагенты, а также государства территориальной юрисдикции.
    Все государства, согласно Документу Монтре, обязуются пресекать нарушения ЧВОК МГП, расследовать нарушения, принимать соответствующие законы, искать и привлекать к ответственности нарушителей.

Резюмируя, можно отметить, что сейчас (особенно США и Великобританией) ставится задача полного контроля услуг ЧВК на мировом рынке через создание единого органа (международного) лицензирования, аудита/мониторинга таких компаний.

Ответственность государства – российские законы о частных военных компаниях

О деятельности отечественных ЧВК на сегодняшний день известно мало. Официально в нашей стране таких компаний нет.

На их месте сегодня стоят ЧОП-ы, существующие на основании законов об оружии, о ЧОД и др.

Законодательства, четко регулирующего деятельность ЧВК в нашей стране, нет. Зато есть уголовная статья, как за подготовку наемников в России, так и за само наемничество. Компании из РФ, работающие за границей, сегодня являются организациями консалтингового или охранного характера.

Что говорит российский закон о ЧВК?

Официально, несмотря на попытки регламентации данного инструмента, статус ЧВК остается неурегулированным на законодательном уровне. Данные организации остаются вне закона на основании:

  • Ст.359 УК РФ – Наемничество.
  • Ст. 208 УК РФ — Организация незаконного вооруженного формирования.

Отсутствие легальных возможностей для покупки боевого современного оружия.

Одновременно с тем, нередко мелькает информация о деятельности за рубежом отечественных ЧВК (Редут-Антитеррор, РСБ-Групп, Тигр Топ Рент Секьюрити и пр.). Официально направлением их работы является охрана/защита в определенных зонах повышенной террористической активности, военный консалтинг и пр. То есть, весь комплекс мероприятий, который законами не запрещается: в РФ – консультирование, охрана, а за рубежом – работа в полном объеме и соответственно законодательству определенной страны.

  • Основное отличие отечественных ЧВК от иностранных: наши специалисты не принимают участия в геноциде, свержении власти, войнах против легитимных правительств. Работа российских ЧВК – это услуги по обеспечению безопасности в местах с нестабильной политической, а также с криминальной обстановкой.

Одна из ключевых причин, почему важна легализация ЧВК в РФ – это «текучка» кадров из нашей страны. Не секрет, что для зарубежных ЧВК отсутствие в России своих подобных компаний – это прямая выгода: наших профессионалов рекрутируют самые крупные зарубежные ЧВК, из страны утекают узкоспециализированные военные профессионалы, наши военные тренируют сотрудников иностранных подразделений и пр.

Принятие закона о ЧВК в РФ станет началом развития данной сферы, устранив проблему утекания кадров за рубеж.

Закон о легализации ЧВК в России

Он внесен в октябре 2014-го депутатом Носовко.

Данный законопроект стал практически сенсационным, и споры по нему продолжаются до сих пор — как среди правительства и экспертов, так и среди населения.

Согласно законопроекту, наши ЧВК можно будет использовать для охраны своих людей за пределами РФ без вмешательства в конфликты, а также для охраны нефтепроводов, морских судов и прочих задач.

Статус сотрудников ЧВК – военные, наемники или гражданские сотрудники?

Так наемники, или нет? Каков статус сотрудников ЧВК по законам РФ?

В принципе, ЧВК — так же, как и наемники — продают свои услуги военного характера. Но сходство между ними на этом и заканчивается.

  • Наемники – формирование искателей приключений за деньги, быстро и тайно формируемое в краткие сроки для крупного и, опять же, быстрого заработка. Пришел, выполнил, получил деньги, исчез. Никаких официальных документов и следов.
  • Сотрудники ЧВК – лица, официально зарегистрированные. ЧВК – это бизнес-структура с уставом и четкими правилами, и многие из таких структур являются частями транснациональных корпораций, сотрудничая с признанными правительствами.

Каков статус российских сотрудников ЧВК? И в чем отличие от ЧВК других стран?

Сотрудники российских ЧВК также мотивированы на прибыль. Но, в силу русского менталитета, российские военные специалисты существенно отличаются от своих иностранных коллег, сохраняя и пропагандируя забытые за рубежом моральные ценности. На данный момент статус российских ЧВК по-прежнему остается в «серой» зоне — что, впрочем, не мешает им успешно работать.

Понятно, что в столь огромной стране, как Россия, заменить регулярную армию ЧВК не смогут, и задача политиков – не столько легализовать ЧВК, сколько четко определить цели, задачи, права и обязанности данных структур.

В России - это коммерческие организации, которые выходят на рынок со специализированными услугами. Они, в первую очередь, связаны с защитой, охраной конкретного человека или объекта. В мировой практике такие организации в том числе участвуют в военных конфликтах, занимаются сбором разведывательной информации. Оказывают консультационные услуги регулярным войскам.

История вопроса

Частные военные компании в России появились сравнительно недавно - в 90-е годы, в то время как в мире они работают уже несколько десятилетий.

Впервые такое понятие появилось в Великобритании в 1967 году. Частную военную компанию основал известный английский полковник Дэвид Стерлинг.

Уже к середине 70-х годов в мире было большое количество контрактников, которые желали зарабатывать деньги в околовоенных структурах. Одно из первых крупных соглашений в этой сфере было подписано в 1974 году. Оно было заключено между частной военной компанией и правительством США. Миссия - подготовка национальной гвардии Саудовской Аравии и физическая защита нефтяных месторождений в этом государстве.

Из-за увеличившегося числа наемников в мире в 1979 году приняла резолюцию о разработке соответствующей конвенции. В ней необходимо было запретить вербовку, обучение и финансирование наемников.

Если в период холодной войны такие компании создавались во многих государствах для участия в боевых действиях в третьих странах, то в 2000-е появился новый тренд. К услугам частных военных компаний стали прибегать крупные интересы которых находятся в странах с нестабильной политической обстановкой.

Объемы рынка

На сегодняшний день объем рынка этих компаний составляет около 20 миллиардов долларов. Свою лепту вносят и частные военные компании в России.

По оценкам экспертов, в XXI веке этот узкий и специализированный рынок превратился в глобальный сектор экономики с многомиллиардным оборотом. Такого мнения придерживаются экономисты по всему миру.

Чаще всего к услугам подобных организаций обращаются правительства западных стран для представления своих интересов в третьих странах. Одни из самых больших представительств - в Ираке и Афганистане.

Услуги компаний

Частные военные компании в России предоставляют широкий спектр разнообразных услуг. Подобный перечень предоставляют и другие международные компании по всему миру. Это охрана объектов, имеющих стратегическое значение. Чаще всего наемников используют для защиты нефтяных месторождений и нефтяных баз, энергетических систем.

Также эти организации предлагают свои услуги в качестве частных в зарубежных странах. Например, они могут защищать посольства, сопровождать гуманитарные конвои и представителей Организации Объединенных Наций.

В странах третьего мира, в которых ведутся боевые действия, специалисты этих компаний часто обучают местных офицеров и солдат правительственных вооруженных сил, готовят полицейских, а также других представителей служб безопасности.

Частные военные компании порой охраняют тюрьмы, такие прецеденты были в Ираке и Афганистане. Участвуют в операциях по разминированию, выполняют функции военных переводчиков. Проводят авиационную разведку, выполняют вооруженное сопровождение судов для защиты от пиратов. Такой вид услуг стал чрезвычайно популярным после активизации морских разбойников в Сомали.

Преимущества

Финансовую стабильность предлагает практически каждая частная военная компания в России. Как устроиться туда? Этим вопросом сегодня интересуются многие из тех, кто имеет за плечами опыт армейской службы. Для начала разберемся с ее преимуществами.

Во-первых, использование наемников вместо регулярной армии не вызывает недовольства у населения. К тому же в государствах со слабыми политическими институтами они представляют реальную противоборствующую силу местным органам правопорядка, а иногда и регулярным войскам. Они мобильны, управление этими подразделениями очень гибкое, напрочь отсутствует бюрократия. По сравнению с регулярными войсками, в которых служит много призывников, совсем недавно узнавших о тяготах воинской службы, в этих компаниях - только профессионалы. Люди, посвятившие военному делу не один год.

Недостатки

Несмотря на большое количество положительных моментов, присутствуют и недостатки.

Самый серьезный из них заключается в том, что сотрудники таких компаний трудятся исключительно для того, чтобы заработать деньги. У них нет никакой иной мотивации - идейной или идеологической. А это очень важно в критических и экстремальных ситуациях.

К тому же в контрактах не предусмотрены все условия, которые могут возникнуть в ходе боевых действий. Поэтому предугадать, как себя поведут контрактники-наемники, не всегда удается. Ведь они не подчиняются напрямую военному начальству. Эти факторы существенно уменьшают их гибкость и оперативность.

Также между войсками и военными компаниями нет четкой взаимосвязи, отсутствует единый центр управления и всеобщая координация всех имеющихся сил.

Юридический статус

Юридический и правовой статус контрактников чаще всего не определен. Даже несмотря на то что их деятельность регулируется большим количеством норм международного и национального права.

Стоит отметить, что нельзя всех сотрудников этих компаний называть наемниками. Чаще всего они не принимают непосредственного участия в боевых действиях. К тому же их не включают в официальную статистику вооруженных формирований государства, задействованных в конфликте.

При этом в России наемничество официально запрещено. В Уголовном кодексе есть соответствующая статья, которая предусматривает наказание за это от трех до семи лет.

Закон о частных военных компаниях в России активно обсуждался в федеральном парламенте в 2015 году. Предполагалось принять специальный законопроект, который позволил бы РФ защищать свои экономические интересы на Ближнем Востоке и в Арктике. Однако он так и не был принят.

"Российские системы безопасности"

Частные военные компании в России, список которых возглавляет самая известная - "РСБ-Групп", сегодня предлагают широкий спектр услуг.

"РСБ-Групп" - это серьезная организация, которая является официальным партнером ООН в России. Работает в рамках резолюций Совета Безопасности, устава ООН, Кодекса Красного Креста.

Компания осуществляет сопровождение на суше и на море, техническую защиту, проводит обучение и консалтинг. Занимается разминированием территорий, охраной объектов в пределах Российский Федерации.

"РСБ-Групп" может предложить и весьма экзотические услуги. Например, проведение разведки и аналитики. В интересах заказчика добывается информация о клиентах, конкурентах или поставщиках. Исключение составляют только промышленный шпионаж и сведения, являющиеся государственной тайной.

Все эти услуги могут предложить мноиге частные военные компании в России. Как попасть в них? Например, в "РСБ-Групп" на сегодняшний день открыты вакансии менеджера по активным продажам охранных и морских охранных услуг, менеджера по развитию проекта.

МАР

Еще одна серьезная организация, занимающаяся такой деятельностью, - МАР. Она базируется в Санкт-Петербурге.

Специализируется на организации законных расследований и обеспечении безопасности. Осуществляет охрану физических лиц, автомобильных колонн, нефте- и газопроводов, сопровождение грузов, представляющих особую важность.

И это еще не все услуги, которые могут предоставить частные военные компании в России. Обучение сотрудников, охрана морских судов, военный и деловой консалтинг, охрана массовых мероприятий, а также подготовка и обмен информации по таким событиям - все это находится в рамках их компетенции.

Перечислим некоторые другие частные военные компании, функционирующие в РФ:

  • Cossaks.
  • "Феракс".
  • "Редут-Антитеррор"
  • "Антитеррор-Орел" и другие.

Создание военной компании

В России этот вид бизнеса развивается относительно недолгого времени. Бесспорно, приносит хорошую прибыль частная военная компания в России. Как создать такую структуру, а главное, в чем будут ее плюсы? Сегодня над этими вопросами размышляют многие.

Важно при создании подобной организации выполнять все требования закона, а также в дальнейшей деятельности не оказывать услуги, из-за которых могут быть проблемы с правоохранительными органами.

Фактором в пользу создания таких фирм служит сокращение Теперь армия не может выполнять функции, возложенные на нее ранее, в советское время. Как следствие - сокращение большого числа офицеров, что негативно сказалось на общем уровне армейской подготовки.

Все это делает создание в России частных военных компаний успешным и прибыльным бизнесом.

Кабмин счел документ противоречащим Конституции РФ

Архивное фото

Москва. 27 марта. сайт - Правительство РФ прислало в Госдуму отрицательный отзыв на законопроект о деятельности частных военных компаний (ЧВК).

В соответствующем заключении кабинета министров, который имеется в распоряжении "Интерфакса", отмечается, что правительство данную инициативу не поддерживает.

Положения законопроекта, определяющие деятельность частных военных и военно-охранных организаций, противоречит части 5 статьи 13 Конституции РФ, согласно которой запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на создание вооруженных формирований, говорится в отзыве.

Там же указывается, что согласно статье 71 Конституции РФ вопросы обороны и безопасности, войны и мира, внешней политики и международных отношений РФ находится в ведении РФ.

"Правительством РФ законопроект не поддерживается", - говорится в заключении.

Не поддержали данный проект закона в Минобороны России, в Минфине, в МИД РФ, а также в ряде других силовых ведомств, в частности в Росгвардии, в ФСБ, СВР, ФСО. В Генеральной прокураторе и Минюсте России также высказались против.

Суть законопроекта

Документом предусматривается регулирование отношений, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией частных военных и военно-охранных организаций, выполнением и оказанием ими работ и услуг военного и военно-охранного характера, осуществлением контроля и надзора за их деятельностью. При этом под военными работами и услугами понимаются специализированные работы и услуги, оказываемые частной военной организацией в интересах заказчика, в том числе в условиях военных конфликтов и (или) боевых действий.

Соответствующий проект закона был внесен в Госдуму в январе 2018 года лидером "Справедливой России" Сергеем Мироновым и первым замруководителя фракции "эсеров" в Госдуме Михаилом Емельяновым.

Лицензирование ЧВК в проекте закона предлагается поручить министерству обороны. В качестве целей частной военной и военно-охранной деятельности прописывается "участие в обеспечении национальной безопасности и в защите национальных интересов РФ путем выполнения и оказания военных и военно-охранных работ и услуг за пределами ее территории".

Создавать ЧВК в проекте закона предлагается только в форме общества с ограниченной ответственностью, а уставный капитал не может быть менее десяти миллионов рублей. ЧВК могут в соответствии с законопроектом создавать на территории других государств филиалы и дочерние общества.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ЧВК численностью сотрудников более миллиона человек. Они работают более чем в 110 странах мира, а рынок их услуг составляет "сотни миллиардов долларов США". Активно работают на этом рынке США, Великобритания, Франция, Израиль, быстрыми темпами растет присутствие китайских компаний. Основными потребителями услуг ЧВК являются транснациональные компании и государственные учреждения США, Великобритании и Франции.

Вопрос о необходимости законодательного урегулирования деятельности ЧВК был поднят после того, как в СМИ появилась информация о погибших в Сирии гражданах РФ, которые не были российскими военнослужащими. Их гибель была предположительно связана с ударом американской коалиции под Дейр-эз-Зором. Позднее в МИД РФ , что в Сирии есть погибшие граждане РФ и стран СНГ и несколько десятков раненых, которым было оказано содействие в возвращении в РФ для лечения.